FC

Фейк-Контроль

Неправильное время

Комментарии

Сегодня сайт day.zp.ua опубликовал следующий материал

Авторы материала скачали вчерашнее видео СБУ о переговорах боевиков по поводу сбитого самолета и посмотрели его так называемые метаданные, где среди прочего была указана дата создания видеофайла: 16.07.2014 (т.е. на день раньше, чем произошла трагедия с Боингом)

Основываясь на этих данных, журналисты сайта заявляют, что видео с переговорами боевиков было создано за день до трагедии.

Прежде чем мы это опровергнем, небольшая справка: при загрузке видеофайла на хостинг Youtube, он дополнительно обрабатывается на их серверах – по сути создаются несколько копий этого видео, и они конвертируются в различные разрешения (размеры высота*ширину). Когда вы выбираете качество видео в настройках youtube – вы именно выбираете, какой из этих видеофайлов проигрывать. Каждый из этих видеофайлов имеет дополнительную информацию в себе, в том числе – дату его создания. Соответственно, если вы скачали видео с youtube, в нем будет записано время, когда он был загружен и обработан СЕРВЕРАМИ youtube, а не создателем видеофайла. Для опровержения информации сайта day.zp.ua мы в 18.07.2014 в 14:38 скачали видеофайл, выложенный СБУ, и посмотрели его служебную информацию. Там действительно была указана дата создания 16.07.2014, 19:11:19 (GMT) (вот ссылка на media info этого видео) После этого мы взяли ЭТОТ ЖЕ файл, и снова загрузили его на youtube, после чего скачали загруженный файл был повторно скачан и мы снова посмотрели его служебную информацию. Теперь в дате создания видео стояло 17.07.2014 11:42:54 (GMT)

Получается, что на серверах, занимающихся обработкой видео на youtube, стоит неправильная дата, отличающаяся от реальной на один день. И в видео, которое они обработали сегодня – записалась вчерашняя дата. Мы предлагаем вам не верить нам на слово, а самостоятельно сделать то же самое – и вы увидите аналогичный результат.

В любом случае – нужно понимать, что при скачивании видео с youtube, его дата создания в служебной информации будет показывать не время, когда файл был создан на компьютере владельца, а время на сервере youtube, который его обрабатывал. И не может быть доказательством чего либо.

Об отмене гривны

Комментарии

С 20 марта ходят слухи о правительстве Яценюка, которое собирается изъять гривны. Нестрашные, казалось бы: замена старых гривен на новые. Дальше ситуация нагнетается — правительство будет гривну обрушать и изымать, доходит до «вспомните, как было в СССР», когда новые рубли меняли на старые по курсу не 1:1. Возможно, это рассчитано на людей постарше — для большинства молодёжи страшилки про Советский Союз не имеют особенной силы.

Сам текст находится здесь (если автор его удалит, у нас всё сохранено отдельно). Весь жж — довольно однонаправленный, позиция автора: он как бы хочет разобраться, но ненавязчиво нагнетает, блог создан 10 марта 2014. Вброс о гривне он начал делать практически сразу же, с «прогнозов».

По ссылке 5 причин, почему это слеплено вместе, хотя и не так топорно как обычно:

Едем в Магадан (нет)

Комментарии

Опровергаем сообщение из твиттера «Спротиву». Это изображение сфабриковано на основе образца «временной регистрации» — смотрите на результаты поиска Google.

Imgur

Если вы видите где-либо новость об этом, проиллюстрированную этой картинкой, то её достоверность сомнительна. Требуйте актуальные документы.

Про 146% на новый лад (ОБНОВЛЕНО)

Комментарии

По заявлению многих российских СМИ, в частности gazeta.ru

Явка избирателей в Крыму на 20.00 (22.00 мск) составила 81,36%, сообщил председатель комиссии Верховного совета Крыма по организации и проведению референдума Михаил Малышев.

«На 20 часов в Крыму проголосовали 1 млн 250 тыс. 426 человек. Это результат без учета Севастополя», – сказал он. «С учетом Севастополя проголосовали 1 млн 724 тыс 563 человека», – добавил глава комиссии.

Мы привыкли к тому, что информацию стоит проверять старательно, особенно цифры. И вот что мы нашли. Как оказалось, Малышев, как видно из видео говорит про 1 524 563 проголосовавших, а не 1 724 563. Ошибку допустил ИТАР-ТАСС в оригинальной новости, следом подхватили другие российские издания, многочисленные аналитики, а так же мы и StopFake и сообщили про явку в 123%.

При этом, в том же видео на 15й минуте звучит информация про 1 724 563, что вызывает двойное непонимание и, похоже, является основным источником этой дезинформации.

Уважаемые журналисты – проверяйте то, что выходит в эфир. Спасибо

Напоминаем, нас можно читать в Twitter. Подписывайтесь и будьте в курсе!

Про хождение рублей в Китае и во всем мире (на самом деле нет)

Комментарии

А вот кому нездорового ажиотажа вокруг якобы принятия рубля как валюты в Китае? Их есть у нас:

Очаровательная новость сообщает нам следующее

http://moscowpost.net/blog/russian-politics/38.html

Обратимся к оригинальной новости (например, вот одна из публикаций на китайском сайте новостей )

Во-первых, китайская публикация датирована 09/12/2013. Во-вторых, на самом деле речь идет о возможности рассчитываться рублями в одном конкретном населенном пункте Китая (Suifenhe). Он находится у границы с Россией и популярен как место для покупок у российских туристов.

Прочие утверждения в статье moscowpost.net поданы без отсылок к источникам и не выглядят правдоподобными, в особенности

Дальше рубль будет ходить в Бразилии, Индии, Казахтане, Белоруси, Сирии и прочих государствах-партнерах РФ.

Более того, тщательный поиск источников в сети Интернет также результатов не дал.

Выводы как всегда за вами.

Про ‘киевских’ школьников

Комментарии

Сегодня от друзей из России к нам прилетело видео, гуляющее второй день по сети. video school kiev cсылка на видео

Видео позиционируется как митинг школьников, снятый на днях в Киеве.
Но мы тут нашли еще одно видео с того же митинга (загруженное на youtube 27 ноября 2013) original ссылка на видео

Небольшое передергивание – и митинг дрогобычских студентов оказывается митингом киевских школьников – и разлетается по всей сети, особенно Рунету как демонстрация “ужасов” пост-майдановского Киева.

Думаю, выводы для себя сделает каждый сам.

UPD В силу резонансности темы, редакция хотела бы еще раз подчеркнуть: мы не оправдываем и не даем оценку действиям на видео, мы всего лишь показываем очередной пример того, как для повышения драматизма ситуации – факты искажаются теми, кто ведет информационную войну. И судя по реакции большинства из вас – инфоповод для вброса был найден более чем удачный.

Об ограничениях в 300 гривен на снятие наличных в Крыму

Комментарии

Сегодня в сети появились множественные перепосты следующей картинки:

27-Д/14-fake

Мы думаем, что это фейк. Есть два государственных сайта, на которых публикуются постановления совета министров АРК. В соответствующем разделе на сайте rada.gov.ua последнее доступное постановление датируется 11 февраля, что в принципе ничего нам не дает, но наталкивает на размышления.

Обратившись ко второму источнику, www.ark.gov.ua, мы обнаружили, что сайт в данный момент не доступен, но это для нас не беда.

Открываем кэш Яндекса для страницы со списком постановлений, листаем вниз и видим следующее:

Постановления и распоряжения : Совет министров Автономной Республики Крым

Это оригинальное постановление номер 27, которое датировано 25 февраля, и оно не имеет ничего общего со своим фейковым вариантом. Ссылка: www.ark.gov.ua/blog/2014/02/25/postanovlenie-sm-ark-27-3/

Дополнительно к этому, в том же кэше Яндекса на странице списка присутствуют новые постановления, номер последнего из них — 37, датировано оно 26 февраля. Это говорит о том, что если бы рассматриваемое постановление было настоящим, то его номер явно был бы больше.

Скриншот кэша Google страницы подлинного постановления:

Постановление СМ АРК №27

Подпись под документом тоже вызываем массу вопросов, ведь есть в сети и вот такой документ:

scan1 (Немного больше про эти документы в статье)

Тем временем фейк бодро распространяется в СМИ, предлагаем вашему вниманию список публикаций, отсортированных по дате появления (по традиции передаем приветы):

Выводы, как обычно, остаются за вами.

Про запреты праздников(ненастоящие)

Комментарии

Очередная новость из Рады оказалась фейком, а вернее неверным прочтением новопринятых постановлений.

В частности, журналисты вышеприведенного издания считают что на основании Постановления Кабинета Министров Украины №65 от 1/03/2014 было утверждено следующее решение:

Под запретом также оказались ярмарки, фестивали, съезды, празднования памятных и исторических дат, Дня Победы, Конституции, Независимости и памяти жертв голодоморов.

Обратимся к тексту постановления, а именно к пункту касающемуся праздников, который скажет сам за себя:

20 Припинення використання бюджетних коштів для проведення заходів з відзначення пам’ятних та історичних дат, ювілеїв підприємств, установ та організацій, а також ювілеїв і вшанування пам’яті видатних осіб та інших подій (крім централізованих заходів Мінкультури, пов’язаних з відзначенням 200-річчя від дня народження Тараса Шевченка, Дня Конституції України, Дня незалежності України, Дня Перемоги, Дня пам’яті жертв голодоморів), друкування продукції, не пов’язаної з виконанням завдань і функцій органів державної влади та інших державних органів.

(для русскоязычных читателей приводим перевод ниже)

20 Прекращение использования бюджетных средств для проведения мероприятий по празднованию памятных и исторических дат, юбилеев предприятий, учреждений и организаций, а также юбилеев и чествования памяти выдающихся личностей и других событий (кроме централизованных мероприятий Минкультуры, связанных с празднованием 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко, Дня Конституции Украины, Дня независимости Украины, Дня Победы, Дня памяти жертв голодоморов), печать продукции, не связанной с выполнением заданий и функций органов государственной власти и других государственных органов.

Очевидно что никто не запрещал празднование Дня Победы, Конституции, Независимости и памяти жертв голодоморов.

Прочие выводы, как уже повелось, делайте сами.

О переписке Игоря Процика

Комментарии

Нас опять буквально завалили очередным взломом почты. В этот раз слитая переписка была подана под следующим соусом:

We have hacked e-mail correspondence of US Army Attache Assistant in Kiev Jason Gresh and a high ranking official from Ukrainian General Staff Igor Protsyk.

В распоряжение общественности был предоставлен архив с сообщениями якобы из почтового ящика igor.protsyk@gmail.com. В архиве две папки — “most interesting” с тремя скандальными письмами, растиражированными по интернету, и “all” с полным архивом из 86 сообщений.

После того, как мы проанализировали папку all, о трёх «самых интересных» письмах, можно написать следующее:

Письмо #1: от GreshJP@state.gov к igor.protsyk@gmail.com, доставленное 9 Mar 2014 08:57:15 -0700.

Оно довольно сильно отличается от остальных пяти писем с того же адреса GreshJP@state.gov к igor.protsyk@gmail.com, которые есть в папке “all” (не только уровнем английского языка). В частности, оно написано исключительно в формате text/plain (остальные — multipart/related, с html-частью), а также не имеет в конце текста сообщения пометки “SBU This email is UNCLASSIFIED” (SBU, Sensitive But Unclassified – один из типов классификации государственной информации США).

Письмо #2: от igor.protsyk@gmail.com к krivonis.te@gmail.com, доставленное 11 Mar 2014 05:50:36 -0700.

Imgur

Это письмо, в отличие от всех других отправленных от igor.protsyk@gmail.com из архива, содержит валидную DKIM-подпись и заголовки, подтверждающие доставку к krivonis.te@gmail.com. Наличие этих заголовков напрямую указывает, что сообщение было извлечено из почтового ящика krivonis.te@gmail.com, а не igor.protsyk@gmail.com (то есть, из ящика получателя, хотя архив не из его почты).

Соответственно, у хакеров был доступ не только к почтовому ящику igor.protsyk@gmail.com, но и к ящику krivonis.te@gmail.com, этот факт справедлив и для письма #3.

Письмо #3: от krivonis.te@gmail.com к kolyarny@gmail.com (кстати, в интернете единственные упоминания об этом ящике – из этого “слива”) и igor.protsyk@gmail.com, доставленное 11 Mar 2014 09:20:47 -0700.

Также в архиве находится письмо от no-reply@accounts.google.com к protsyk@ukr.net с попыткой восстановить пароль, доставленное 11 Mar 2014 05:47:11 -0700 (до отправления писем #2 и #3). Судя по тому, что в архиве есть ещё 21 письмо, адресованное protsyk@ukr.net, письма на этот адрес переадресовываются на igor.protsyk@gmail.com.

Выводы можете сделать сами, однако вот к чему пришли мы:

  1. хакеры заявили, что у них есть доступ к ящикам GreshJP@state.gov и igor.protsyk@gmail.com. Очевидно, что при этом никаким слитым письмам между двумя этими адресами верить нельзя, потому что они могли быть написаны самими хакерами. Вероятнее всего, доступа к GreshJP@state.gov у них не было, потому что письмо #1 им пришлось неумело сфабриковывать на основе остальных пяти легитимных писем от GreshJP@state.gov из ящика igor.protsyk@gmail.com.

  2. письмо от no-reply@accounts.google.com позволяет предположить, что письма #2 и #3 были отправлены после того, как ящик igor.protsyk@gmail.com был скомпрометирован, соответственно они могли быть отправлено самими хакерами.

  3. письмо #2 подтверждает то, что у хакеров был доступ к ящику krivonis.te@gmail.com, соответственно письмо #3 могло быть написано самими хакерами.

В этот раз скандальный взлом почты с провокациями в Крыму имени “Украинского анонимуса” сделан намного менее топорно, чем в прошлый. DKIM-подписи несомненно подтверждают, что ящики igor.protsyk@gmail.com и krivonis.te@gmail.com были взломаны. Однако, сравнение «тревожных» писем с остальным содержимым архива, позволяет считать, что сообщения, заботливо выложенные в отдельную директорию “most interesting” с большой долей вероятности были либо сфабрикованы, либо отправлены самими хакерами.

О «Распоряжении Правительства РФ»

Комментарии

Один из самых коротких постов: распоряжения №303/14р, якобы подписанного Медведевым 1 марта, в базе данных «Нормативные документы Правительства Российской Федерации» не существует.

303/14-fake

Вы можете убедиться сами, просмотрев результаты выдачи за 1 марта.